Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что современной тенденцией развития спорта выступает поиск талантливой молодежи, способной демонстрировать высокие спортивные результаты и готовность к самосовершенствованию.
Спортивная гимнастика – это один из древнейших видов спорта. Гимнастика является технической основой многих видов спорта: соответствующие упражнения включаются в программу подготовки представителей самых разных спортивных дисциплин. Гимнастика не только дает определенные технические навыки, но и вырабатывает силу, гибкость, выносливость, чувство равновесия, координацию движений. Выступления детей являются главным воспитательным средством достижения успеха, дает удовлетворение, и создают условия для развития творческого потенциала, воспитывается чувство ответственности и коммуникативные навыки.
Спортивная гимнастика занимает одно из ведущих мест среди всех видов спорта, распространенных и развивающихся в России, странах СНГ и за рубежом. В связи с этим требуется регулярно заботиться о поддержании и сохранения авторитета Российского спорта.
Для того, чтобы данная задача была решена, следует систематически заниматься подготовкой спортивного резерва с учетом современных требований. Что в определенную очередь предполагает совершенствование всей системы отбора в спорте как на начальном этапе, так и в процессе многолетней спортивной подготовки.
Успешное решение задачи индивидуализации отбора перспективных спортсменов в академической гребле позволило бы значительно улучшить их результаты, уменьшить финансовые расходы, повысить качество работы тренеров и обеспечить эффективное формирование резерва для выступления на высоком уровне.
Проблема спортивного отбора и прогнозирования высоких достижений постоянно находится в центре внимания ученых, исследователей, тренеров-практиков.
Объект исследования: отбор в спортивной гимнастике
Предмет исследования: отбор детей в секции профессиональной гимнастики из групп спортивных клубов оздоровительной направленности.
Цель работы: на основе теоретического анализа учебно-методологической литературы обосновать отбор детей в секции профессиональной гимнастики из групп спортивных клубов оздоровительной направленности.
Задачи:
1. Раскрыть методику отбора спортивной гимнастики.
2. Рассмотреть тестирование в спортивной гимнастике
3. Обосновать особенности занятий физической активности детей младшего дошкольного возраста.
В ходе выполнения курсового исследования были использованы следующие научные методы: анализ; синтез; сравнение; обобщение научной литературы
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Обзор научной литературы по теме методика отбора в секции профессиональной гимнастики из групп спортивных клубов оздоровительной направленности
1.1 Методика отбора спортивной гимнастики
С каждым годом спортивная гимнастика становится все более сложным технически и координационным видом спорта. Это связанно с огромным ростом новейших все более сложнейших элементов. Все требования, как к произвольным программам, так и к обязательным растут, сам по себе процесс подготовки спортсменов представляет собой тяжелый и длительный путь, в начале которого ребенок представляет собой лишь новичка и по окончании, которого он должен стать мастером [21].
На первом этапе этого пути дети начинают посещать секцию или спортивно-оздоровительный кружок, далее они приобщаются к активным занятиям (примерно в шестилетнем возрасте), после чего у них будет формироваться спортивный характер.
Следует отметить, что сами спортивные занятия можно проводить, начиная с пятилетнего возраста, что неоднократно подтверждалось практикой. Также стоит отметить, что в самом начале тренировочного процесса необходимо сформировать гимнастический стиль юного гимнаста.
Минникаева Н.В. отмечает, что здесь на первый план относятся вопросы, которые связаны с отбором и рекомендациями тренеров не только для занятий спортивной гимнастикой. Ведь, возможно, ребенок, который не имеет предрасположенности к спортивной гимнастике, может быть не менее успешным в иных видах спорта [11].
Итак, группы ОФП с основными элементами спортивной гимнастики создаются для того, чтобы тренер отобрал в группу начальной подготовки уже из физически подготовленных детей. «Спортивный отбор - это система организационно-методических мероприятий комплексного характера, включающих педагогические, социологические, психологические и медико-биологические методы исследования, на основе которых выявляются задатки, способности и качества спортсменов разного возраста и квалификации» [1]
Спортивный отбор – это комплекс организационно-методических мероприятий, который включает в себя медико-биологические, педагогические, социологические и психологические методы исследования, на основе которых выявляются особенности организма человека, характерные для определенного вида спорта [4].
Процесс спортивного отбора основан на выявлении у занимающихся интегральных личностных характеристик, обусловливающих избирательное осознанное эмоционально-ценностное и действенное отношение человека к определенному виду спорта и спортивным упражнениям.
Главной задачей медико-биологических методов исследования является выявление морфологических и функциональных особенностей организма спортсмена, уровень физического развития, состояние здоровья и различных анализаторных систем, характеризующих высшую нервную деятельность человека.
В процессе спортивного отбора наиболее актуальным является выявление физических качеств и способностей у детей на разных этапах спортивной подготовки. По мере формирования и развития организма двигательные и психические способности дифференцируются, различные их проявления становятся менее взаимосвязанными и все заметнее начинают обнаруживаться склонности к определенным видам двигательной деятельности, соответственно их морфофункциональным особенностям.
Отбор на ранних этапах спортивной подготовки осложняется гетерохронностью развития морфофункциональных показателей. Морфологические показатели обычно опережают по темпам роста функциональные показатели.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Брянкин, С.В. Организация отбора в современном спорте /С.В. Брянкин.- М.: ФиС, 2012.
2. Волков, В.М. К проблеме предпосылок развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. 2013. № 5–6. С. 41.
3. Грошенков, С.С. О прогнозе перспективных спортсменов по морфофункциональным показателям /С.С. Грошенков// Теория и практика физической культуры. 2017. № 10. С. 119–120.
4. Губа, В.П. Возрастные основы формирования спортивных умений у детей в связи с начальной ориентацией в различные виды спорта: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.04. М., 2017.
5. Евсеев, Ю.И. Физическая культура. Серия «Учебник, учебные пособия». – Ростов н/Дону: Феникс, 2003. – 384 с.
6. Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура: учебное пособие / В.А. Епифанов. – 3-е тзд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 656 с.
7. Ермакова ,Е.Г. Физическое воспитание в семье. Формы и виды активного семейного отдыха / Е.Г. Ермакова, В.М. Паршакова, К.А. Романова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2018. – №1. – С. 13-14.
8. Кардозу В.М. Гиподинамия – болезнь цивилизации / В.М. Кардозу, Д.М. Фернандеш, А.Е. Бакытжанова // Бюллетень медицинских интернет-конференций, 2014. – Т. 4. – № 5. – С. 704.
9. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студентов проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, С.А. Куликова. – 11-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 416 с.
10. Лечебная физическая культура: руководство / В.А. Маргазин, А.В. Коромыслов, СФ. Бурухин и др.: под ред. В.А. Маргазина. – СПб.: СпецЛит, 2020. – 863 с.
11. Минникаева, Н.В. Актуальные вопросы отбора для занятий спортивной гимнастикой детей 4-6 лет на этапе начальной подготовки /Н.В. Минникаева //Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. №1-4. С.122.
12. Пашкевич, И. А. Морфологические особенности юных фигуристов / И. А. Пашкевич, П. К. Лысов, И. А. Лысова // Морфология – физической культуре, спорту и авиакосмической медицине: Матер. Всерос. науч. –практ. конф. – М., 2001. – С. 140-141.
13. Пономаренко Г.Н. Медицинская реабилитация: учебник / Г.Н. Пономаренко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 360 с.
14. Розин, Е.Ю. Глобальный отбор и его часть – спортивный отбор (теоретический аспект) / Е.Ю. Розин // Юбилейный сборник научно-методических трудов сотрудников кафедры, посвященный 70-летию со дня ее основания / Рос. гос. акад. физ. культуры, Каф. теории и методики гимнастики. – М. : Рос. гос. акад. физ. культуры, 2012. – С. 54–61.
15. Розин, Е.Ю. Методика отбора и прогнозирования способностей к занятиям спортивной гимнастикой: Учебное пособие для студентов факультета физической культуры. – М.: 1999. – 34 с.
16. Рубизова, А.А. Гиподинамия – болезнь цивилизации / А.А. Рубизова, Д.Р. Жданова, М.О. Джейранова // Бюллетень медицинских интернет-конференций, 2017. – Т. 7. – № 6. – С. 1031-1032.
17. Семенова, Г. И. Спортивная ориентация и отбор для занятий различными видами спорта: [текст] / Г. И. Семенова. - Екатеринбург, 2015. – 104 с.
18. Соколик, И.Ю. Организационно-методические основы диагностики спортивной одаренности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04. Минск, 2008.
19. Спортивная гимнастика./под ред. Гавердовского Ю.К., Смолевского В.М. – М.: ФиС, 1999. – 327 с.
20. Староста, В. Сенситивные и критические периоды в развитии двигательных координационных способностей у юных спортсменов /В. Староста// Физическая культура. 2010. № 2. С. 28–29.
21. Чудинов, С.В. Методика первичного отбора в спортивной гимнастике /С.В. Чудинов //Обзор педагогических исследований. 2022. №6. С.16.